
 
Третий год
жизни - период интенсивного развития самостоятельности у ребенка. Промедление в
ее формировании приводит к появлению у детей капризов, упрямства или лени: ребенок
надеется, что все для него должны делать взрослые, родители.
Самостоятельность проявляется во всех сферах
жизни и деятельности ребенка: совершенствуются навыки самообслуживания. Играя,
ребенок самостоятельно воспроизводит с игрушками последовательные эпизоды из
собственной жизни. Самостоятельность формируется и проявляется в процессе
приобретения и закрепления умения заниматься. Ребенок учится самостоятельно
выполнять простейшие трудовые поручения: собирать в коробку свои игрушки или
расставлять их по местам, мыть руки перед едой, складывать свои вещи в шкаф,
одеваться и раздеваться и т. п.
Кроме того, ребенок может в этот период не
только учиться обслуживать себя, но и оказывать простейшую помощь по дому
родителям. У ребенка в этот период формируется умение по собственной инициативе
выражать положительное отношение к родителям и сверстникам.
Для своевременного формирования
самостоятельности вы должны сообщать и постоянно напоминать ребенку о его
маленьких ежедневных обязанностях:
беречь свою одежду, игрушки, не разбрасывать их где попало, охотно выполнять
мелкие поручения взрослых.
Задача родителей - создавать все необходимые
условия для того, чтобы в самостоятельной деятельности ребенок мог использовать
накопленные знания и опыт. В этом возрасте ребенок в состоянии частично одевать
себя, заворачивать и разворачивать рукава, мыть руки с мылом (если одежда
удобная).
Воспитывая самостоятельность в своем ребенке,
родители должны не просто говорить приказным тоном что следует делать, а
непременно объяснять ребенку и показывать на собственном примере. Если
необходимо, часть работы родитель должен выполнять сам, а не усердно заставлять
ребенка делать то, что у того не получается.
В процессе показа того, что ребенок может и
должен делать самостоятельно, и после него малышу следует задавать
разнообразные вопросы, чтобы направить его внимание на основные действия,
помочь ему уяснить содержание того или иного требования, способ его выполнения,
чтобы ребенок до конца понял, почему нужно поступать именно так, а не иначе.
Надо сказать, в трехлетнем возрасте дети
гораздо охотнее делают все сами.
Если одеваться совершенно самостоятельно в три
года ребенку еще трудно и родители ему в этом помогают, то научить его
обуваться в это время не только можно, но и необходимо.
Другая банальная проблема, которая касается
самообслуживания ребенка, - это спадание штанов (колготок). В три года ребенок
уже в состоянии подтягивать их и заправлять кофту, главное - вовремя ему
указать на эту обязанность. Таким образом ребенок не только учится
самообслуживанию, но и привыкает следить за своим внешним видом, понимая, что
ходить со спущенными штанишками некрасиво.
Научив ребенка надевать и снимать с себя
простейшую одежду, следует приучать его к одной их самых основных функций самообслуживания
- самостоятельному хождению в туалет. В три года он должен научиться
ходить в туалет тогда, когда ему захочется, причем делать это в основном без
помощи и сопровождения родителей.
Если занятые родители изо дня в день сажают ребенка на горшок тогда,
когда, по их мнению, подошло время, не побуждая в малыше никакой инициативы к
самостоятельным действиям, то ребенок вряд ли скоро начнет ходить в туалет сам.
Для того чтобы ускорить этот процесс и приучить ребенка
пользоваться туалетом, важно первым делом научить его понимать то, о чем с ним
говорят. Важно не только хвалить малыша за понятливость, но и все время
говорить о том, чтобы он делал это каждый раз, как захочет. Ласковый и уверенный тон родителей позволяет
достигнуть взаимопонимания с маленьким ребенком и помогает его приучить к
самостоятельности.
 Желаем вам удачи! |