МАДОУ "Золотой ключик"

Воскресенье, 22.06.2025, 15:28

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Консультации

Научи дитя трудиться

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастливым и успешным в этой жизни.  А давайте задумаемся – успех в делах  (на каждом этапе жизни, начиная с рождения, он свой) – это что?    Природные способности, талант,  удача, предоставленные родителями возможности, это умение поставить цель и проявить настойчивость в достижении цели?  Это, конечно, важные составляющие успеха,  но самое главное  - это желание и умение  трудиться.

       Каждый ребенок с рождения обладает всеми возможностями, которые впоследствии позволят ему успешно трудиться. Но очень часто все задатки нивелируются ошибками в воспитании:  во-первых,  родители очень долгое время чрезмерно опекают своих детей, считая, что они еще маленькие;      во-вторых,  не приучают их к систематическому труду - дети помогают им от случая к случаю, лишь тогда, когда их попросят. Это ведет к тому, что ребенок растет несамостоятельным;  не умеющим принимать  решения;  у него не вырабатывается устойчивой трудовой привычки.

     Не надо ждать, когда ребенок подрастет. Приучайте его к труду с первого года жизни. Как только ребенок научился ходить, он вполне может помочь маме убрать игрушки – принести мячик, положить на место зайчика.  Малыш  вытащил все белье из шкафа (диски из тумбочки, книги и  журналы с полки…)! Не беда. Давай вместе сложим все обратно.  Будьте уверены, маленький помощник с удовольствием это сделает, ведь для него это игра вместе с мамой.   И пусть он  уже через минуту  отвлекся на что-то другое. Главное, начало положено. Постепенно кроха привыкнет выполнять ежедневные ритуалы, и это станет для него  привычным занятием.      Это первые шаги к тому, чтобы ребенок в дальнейшем  самостоятельно научился убирать  за собой игрушки и поддерживал порядок в комнате.

    Не упустите самое драгоценное заявление ребенка: «Я сам!». От того как взрослые воспримут это заявление, будет во многом зависеть дальнейшее развитие его волевых качеств: настойчивости, упорства, терпения. С «Я сам» начинает складываться привычка к усилию. Эта же привычка лежит в основе формирования трудолюбия.    

Самостоятельно одеться, застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, умыться – все это не просто для него: ведь он еще не имеет необходимой сноровки. Но он сосредоточенно трудиться.  И когда взрослые стараются оказать ребенку «скорую помощь», а вернее все сделать за него, т.к. не хватает терпения, времени, чтобы дождаться пока он медленно и долго оденется сам, они совершают огромную ошибку на пути к приобретению им упорства, усидчивости, трудолюбия. Помочь надо, но нельзя брать все дело на себя. Необходимо стимулировать инициативу ребенка,  а не подавлять ее.

             В детях заложен инстинкт подражания родителям, поэтому они стремятся нам помочь. Главное, позволить им это делать и не губить инициативу на корню.   Трудитесь с ребенком вместе! Если вы затеяли уборку в доме, попросите малыша вытереть пыль, вымыть свои игрушки, навести порядок на столе.  Если у малыша что-то не получилось, переделайте за ним, но только тогда, когда он не видит этого и без комментариев.  Ребенок не должен знать, что его усилия оказались бесполезными. Главное не упустите тот момент, когда малыш сам мечтает помочь  вам.

        Ребенку 5-6 лет непременно нужно давать, помимо отдельных поручений, какие-то определенные, постоянные задания, за выполнение которых ребенок будет постоянно отвечать. Это необходимо для воспитания ответственности.    Постепенно расширяйте круг несложных обязанностей ребенка по дому: убирать свою постель; содержать в чистоте обувь; поддерживать порядок в игрушках; кормить домашнего любимца (морскую свинку, собаку, кошку или рыбок);  регулярно поливать цветок в своей комнате;  накрывать стол к ужину. Конечно, надо прежде  научить ребенка тому или иному делу, а затем уже вменить  его ему в обязанность.    Обязанности по дому, если они закреплены за ребенком и являются постоянными и обязательными, помогают ему на практике усвоить одно из жизненных правил: «Кончил дело – гуляй смело!» И не забывайте  о главном законе воспитания – контроль.  Дали задание ребенку, проконтролируйте и спросите, почему не выполнил. И никаких отговорок!

      Постоянно хвалите  и  благодарите ребенка за любую, даже не самым лучшим образом сделанную, работу.  Именно благодарность родителей позволит ребенку получит моральное удовлетворение от оказанной им помощи, а это будет вдохновлять их на новые трудовые подвиги.  « Если ребенок поможет тебе  хоть на кончик ноготка, благодари его так, как будто он сделал необыкновенно много. Эта благодарность даст ему силы работать дальше».   Не обязательно дарить ему за это игрушки или покупать что-то вкусненькое. Иногда достаточно просто родительской ласки и доброго слова. Благодарность необыкновенно приятна ребенку. А вот критиковать нельзя! Критика, даже справедливая, может надолго отбить у маленьких  детей желание что-то делать.

В.А. Сухомлинский указывал: «Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание – лень. Каждое звено в этой цепи пороков становиться все крепче и разрывать его все труднее. Главное средство предупреждения этих пороков – учить детей самостоятельно трудиться в младшем возрасте».


Автор составитель Орлова И.Е. по материалам: www.maaam.ru

Категория: Консультации | Добавил: Nadejda (10.11.2013)
Просмотров: 579 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Баннеры