МАДОУ "Золотой ключик"

Суббота, 21.06.2025, 21:13

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Консультации

Совместная трудовая деятельность в детском саду.

Совместная трудовая деятельность 

в детском саду.

Воспитание на примере трудовой деятельности взрослых – одна из важнейших задач дошкольного учреждения.

Актуальной задачей в настоящее время является, формирование общей трудовой деятельности по средствам правильной организации совместного труда детей и взрослых.

Наблюдение за трудом взрослых, чтение художественных произведений о труде, рассматривание  картинна эту тематику – вот та основа, которая формирует у детей представления о содержании понятий «трудолюбивый», «ответственный». Поэтому, взрослы, работающим в детском саду, необходимо активизировать влияние своего труда на формирование у детей трудовых навыков, определить условия этого влияния примером взрослых, наметить формы и содержание труда взрослых, производимого при детях или совместно с ними.

Для этого возможны 3 пути:

Приближение детей к труду взрослых.

Приближение работы взрослых к детям.

И совместная деятельность взрослых и детей.

Первый широко практикуется в детском саду. Это специально организованный показ (на занятиях) детям труд взрослых, наблюдения (посещения кухни, кабинета врача, прачечной и т.д.) показывают уборку участка, ремонт игрушек, мебели, пошив одежды. Наблюдения за трудом взрослых в детском саду имеют большое образовательное значение: они уточняют представления детей. Пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют положительному отношению, уважению к их труду.

Второй  - приближение труда взрослых к детям. Труд, который систематически и естественно протекает на виду у детей, обычно и привлекает их внимание, возбуждает желание самими действовать, подражая взрослым. Взрослый активизирует влияние на детей своим примером. Когда мы говорим о труде взрослых в присутствии детей, то они имели ввиду, работу где для детей достаточно виден результат труда сделанная вещь, чистота после уборки, стирки) или конкретные трудовые задания (вскапывание земли, кормление животных).

Третий -  совместная работа – это такая деятельность взрослых и детей, когда воспитатель (другие взрослые) выступают в качестве непосредственного участника трудового процесса.

Сильное влияние на детей, особенно среднего и младшего возраста оказывает пример бытового труда взрослых (уборка, приготовление пищи), различные действия медицинского работника. Этот труд понятен детям, так как он направлен на удовлетворение их личных потребностей, в нем много интересных действий, его можно часто наблюдать. В нем много моментов, связанных с поведением детей по поддержанию порядка, чистоты, соблюдению гигиенических правил. Игры детей показывают, что они подражают труду взрослых.

Воспитателю младшей группы важно использовать пример трудового поведения помощника воспитателя. Это близкий детям человек, заботу которого они ощущают каждый день, и труд которых всегда происходит у них на глазах. Этот труд нагляден и понятен по характеру детям, содержит много навыков прививаемыми детям (соблюдение чистоты и порядка). Однако, самого этого примера недостаточно. Если помощник воспитателя делает что – то необычное (мытье окон, чистка пылесосом ковров) дети обращают внимание, но если это повторяется несколько раз, дети перестают их замечать. Поэтому, все то, что содержится в труде няни не оказывает видимого влияния на детей.

Детям 3-4 лет трудно самим извлечь полезное из деятельности взрослых. Взрослые сами вовлекают их в трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая сотрудничество. Когда ребенок сам активно действует, он получает более точные и полные представления о труде взрослых, начинает их поддерживать. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослых к труду. Бодрый, энергичный темп работы помощника воспитателя, ее старательность возбуждает у детей стремление к труду, но даже и хороший пример не всегда действует на поведение детей в силу неустойчивости их внимания неумение вычислить важное. Разными способами приходится привлекать ребенка к действиям, выполняемым взрослыми.

Большая роль отводится пояснению взрослыми своих действий или другого взрослого (посмотрите, как тётя Ирина чисто моет стёкла, они блестят, сверкают! Посмотрите, как я держу тряпочку. Вот так и надо протирать листья, аккуратно, тихонечко). В играх дети подражают действиями плотника, слесаря, строителей, работников транспорта и т. д.

Умело организованные наблюдения за этим трудом имеют большое значение для формирования трудовой направленности и деятельности самих детей. Труд детей, характерный для той или иной местности, часто протекающий на виду детей, составляют ту среду, из которой дети постоянно берут образцы для подражания. В этом часто принимают участие родители и другие близкие детям люди, это усиливает впечатление полученного в детском саду. Воспитательная эффективность ознакомленная с трудом зависит не только от того какой труд наблюдается, но и от того на какие стороны направляется внимание детей.

(общий порядок; тщательно продуманную работу; на слаженность работы; на взаимопомощь; на положительное отношение к труду).

При отборе видов труда для совместной деятельности взрослых и детей необходимо руководствоваться следующими принципами:

Трудовая деятельность естественным для детей, необходимым, жизненно значимым;

Должен быть допустимым с педагогической и гигиенической точек зрения;

В нем должна легко и естественно происходить совместная деятельность взрослых и детей с разделением функций наглядного участка.

Естественность, жизненная целесообразность труда – важнейшие условия успешной организации СД взрослых и детей, которая может осуществляться в процессе бытового труда, труда в природе, труда по обслуживанию игр и знаний. При этом надо учитывать соответствие работы (нагрузка), неудобные позы, напряжение зрения, однообразные монотонные действия. Поэтому требования к СД это разделение труда между взрослыми и детьми. Если этого нет, то СД не получится: или трудится взрослый, а дети наблюдают; или всё выполняют дети, а взрослый организует и направляет работу. И то и другое имеет место, но это уже не СД.

В процессе СД важно не только разделение труда, но и сочетание активности взрослого и детей, степень их участия в труде, которое и побуждало детей к самостоятельности в работе. Гораздо более активных детей, когда взрослый начинает работу, потом постепенно втягивает в неё детей, а затем и предоставляет им возможность действовать самим. Дети работают их действия говорят о подражании. Воспитатель следит за детьми или работает вместе с ними. Организаторская роль воспитателя в коллективной работе очень ответственна.  Приходится распределять работу, обеспечивать условия для её существования, наблюдать за детьми, направлять их действия.

Соотношение СД с детьми и руководства деятельностью меняется в зависимости от возраста детей и характера труда.

В младших группах доминирует организационно – педагогическая функция взрослого.

В средней и старших группах возможность для взрослых выполнять какую то часть труда зависит от характера трудового процесса, его наполненности и сложности.

В формировании трудовой направленности детей важную роль чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей интересом к труду, уважением к нему, желание подражать героям, подобно им, хорошо трудиться. Немалое впечатление на детей производят образы героев произведений дяди Стёпы милиционера, пожарного Кузьмы, почтальона, неизвестного героя. А как просто говорит с детьми В. Маяковский о людях разных профессий (столяре, плотнике, враче, портнихе, шофёре, инженере, рабочем, пилоте и т. д.). Даёт понять, что работы всякие нужны и важны.

Наиболее эффективные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии. Необходимо подбирать для наблюдений такие виды работ, которые доступны пониманию детьми и вызывают у них желание подражать.

Очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают лишь поверхностные сведения, которые мало воздействуют на формирование правильного отношения к труду, на выработку трудовых навыков и умений. Как я уже сказала – надо давать небольшое количество сведений, постепенно их увеличивая, дополняя новыми, закрепляя старыми. Такие наблюдения за трудом взрослых будут ещё эффективнее, когда познавательный материал эмоционально насыщен, вызывает у детей восхищение, раскрывает красоту труда. Всё это влияет на поведение детей, на их отношение к людям, вещам, к окружающему миру в целом.

Дети старшего дошкольного возраста уже способны понимать общественную пользу своего труда. Они гордятся тем, что их привлекают к совместной работе со взрослыми и получают удовольствие от того, что они принесли тоже какую то пользу, помогая взрослым.

Дети радуются процессу труда, чувствующие его пользу для себя, для других,  для общего дела, будут больше ценить труд взрослых. У них будет постепенно формироваться и психологическая готовность к труду т.е. трудиться всю жизнь.

 

 

Автор Гришина Н.А. по материалам журнала "Дошкольная педагогика"

Май 2010 г. 

Категория: Консультации | Добавил: Nadejda (10.11.2013)
Просмотров: 6942 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Баннеры