«Учим ребенка общаться»
Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися,
умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается
разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Задача
взрослых – помочь ему в этом.
Способность
к общению включает в себя:
1.
Желание
вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).
2.
Умение
организовать общение («Я умею!»), включающее умение
слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать
конфликтные ситуации.
3.
Знание
норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я
знаю!»).
От рождения до 1 года ведущим типом деятельности (тем, в котором происходят основные
качественные изменения психики ребенка) является
непосредственно-эмоциональное общение с матерью.
На первый взгляд новорожденный производит впечатление примитивного
организма, зависимого от внешних воздействий. Да, у него есть элементарные
рефлексы: сосательный, оборонительный, ориентировочный, хватательный, опорный и
др. По данным исследования ученых, младенцы предпочитают человеческое лицо
простым фигуркам, а трех -четырехнедельный ребенок отличает лицо матери от лица
незнакомого человека. Уже в первые недели малыш способен подражать выражению
лица взрослого и быть инициатором контакта, в его распоряжении находятся такие
средства общения, как улыбка и плач.
На втором месяце жизни возникает специфическая человеческая
потребность – в общении с другим человеком. У малыша она проявляется в
«комплексе оживления». Эта реакция выражается бурным движением ручек и ножек. В
три месяца ребенок уже выделяет близкого ему человека, а в шесть отличает своих
от чужих. В это время для ребенка важно слышать голоса близких ему людей,
чувствовать прикосновения, поглаживания – телесные контакты.
Далее общение ребенка и взрослого начинает происходить в
совместных действиях.
От 1 года до 3 лет ведущий тип деятельности –
предметно-манипулятивный. Ребенок открывает для себя смысл и назначение
предметов благодаря общению со взрослыми. Уже к полутора годам ребенок способен
устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. В словаре
появляются первые слова. Далее развитие способности к общению связано с
развитие речи ребенка.
Критериями гармоничных отношений между ребенком и родителями можно
считать:
- создание у
ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;
- признание
права на индивидуальность, в том числе непохожесть на родителей;
- сохранение
независимости ребенка. Каждый человек имеет право на «секреты».
В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а
ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых
впечатлениях и в общении.
Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом,
хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим
обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто
знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто
родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра, например «Зеркало» (повторение движений другого
человека), «Зоопарк» (подражание
зверям).
Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении
дошкольника – замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и
предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностных проблем ребенка
могут быть психофизиологические, соматические, наследственные, а также неблагополучные
отношения в семье.
Важным компонентом благополучного развития ребенка является
формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое влияние
оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже с самого раннего возраста).
Качества адекватной самооценки – активность, находчивость, чувство юмора,
общительность, желание идти на контакт.
Источник: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod22.htm
Н.Н. Долгова МДОУ
ЦРР – ДС № 53 «Ёлочка» г.Тамбов
(из материала для радио-эфира)
|